Что привезти из Боснии и Герцеговины: сувениры и подарки

Босния и Герцеговина удивляет каждого путешественника как одна из самых красивых  стран в Юго-Восточной Европе. Она остается относительно незнакомой для большинства людей, но, можно надеется, что это временное явление. Находясь в стране даже в течение нескольких дней, убеждаешься, что в конечном итоге она станет настолько интересна туристам, что они переполнят её.  Для многих Босния и Герцеговина ассоциируется с печальными событиями недавнего прошлого – острым межэтническим конфликтом, приведшим к  Боснийской войне,   после распада Югославии.  Между тем Босния  считалась перекрестком Востока и Запада, а Сараево называли «Иерусалимом Европы», где в гармонии существовали мусульмане, католики, православные и иудеи. На одной улице можно увидеть церковь, мечеть и синагогу.

Дек 10, 2014
Что привезти из Боснии и Герцеговины: сувениры и подарки

Безусловно, ни одно путешествие не будет полным без приобретения сувениров и подарков и, конечно, посещение Боснии и Герцеговины не является исключением. Сараево  - не только столица, но и главный торговый центр страны. А все, что связано с Сараево и Боснией и Герцеговиной можно купить в Баш чария.

 

Что можно привезти из Боснии и Герцеговины?  Медные, золотые, серебреные изделия, боснийские килимы, этническую одежду, футболки, кружки с изображением Вучко, талисманом Зимних   Олимпийских игр  в Сараево в 1984 году, кожаные сумки, овечью кожу, обувь, ремни, игрушки, шарфы, ткани, книги, кофе, ювелирные украшения (традиционный боснийский белензук очень популярен в последнее время как модный аксессуар), сладости и ещё много других сувениров и подарков.

 

Баш чария– старый базар в Стари Град, представляющий лабиринт улочек со многими магазинами, расположенный на правом берегу реки Мильяцка, -  исторический, культурный центр Сараево, главная туристическая достопримечательность.    Несколько важных исторических зданий находится в его границах, среди них Сахат-кула и Мечеть Бегова Джамия. Его построили в 15 веке, когда Иса-бек Исакович основал город (из-за большого пожара, случившегося в 19 столетии, Баш чария уменьшился в размере наполовину). 

 

Баш чария – турецкие слова  (первая часть -   голова (а в некоторых случаях основной, главный, столица), вторая -базар).  На  пешеходной улице  Ферхадия, с которой граничит Баш чария, расположены преимущественно брендовые магазины  и дизайнерские бутики с фиксированными ценами на товары. 

 

Возле Мечети Императора - мастерская, сапожник которой, известный как Андар, торгует обувью и сандалиями. Рядом с Мечетью Бегова Джамия (Гази Хусрев-бея) находится торговая площадь  BHcrafts, основанная как проект «Центр передачи традиционных навыков» с большим ассортиментом изделий ручной работы, от одежды и аксессуаров до предметов домашней обстановки и игрушек. Все товары созданы женщинами,  главным образом из числа беженцев  (такая занятость  позволяет им интегрироваться в нормальную жизнь).  

 

 

 

Боснийский килим

 

Методы плетения ковров известны в Боснии с эпохи неолита. Образцы, сохранившиеся со средних веков, были с простыми узорами. Они стали сложнее с точки зрения дизайна, цветовой гаммы и техники плетения в османскую эпоху, но настоящий успех пришел  во времена австро-венгерского владычества – Золотой век боснийского килима. Тогда была основана первая ткацкая фабрика, опубликована книга, иллюстрирующая оригинальные и традиционные боснийские орнаменты.    

Основные характеристики боснийского килима – гармония, повторение одних и тех же мотивов и ярких цветов. Вообще боснийский килим – специфическая форма, демонстрирующая насколько обычные люди, ни дизайнеры, ни художники, талантливы. Он представляет культурную ценность и играет важную роль в жизни боснийцев и других национальностей, проживающих в этом регионе. Знания о ковроткачестве передавались из поколения в поколение. Люди ткали килимы, чтобы использовать их в повседневной жизни и в то же время это являлось способом художественного выражения.  Очевидно то, что в боснийском килиме много восточных мотивов, нет изображении человека и  животных. Особый вид – «килим бека», который ткут в течение двух месяцев. После завершения работы его выносят на солнце и невозможно увидеть на нем дорожку света, что является доказательством превосходного качества.

 

 

Лучшие подарки из Боснии и Герцеговины -  оригинальные боснийские килимы. Но удовольствие это не из дешевых, и прежде всего по той причине, что осталось не так много людей, которые владеют мастерством, знают технику плетения боснийского килима.  Печально,   что при таком положении дел он  может остаться  без будущего, правда есть некоторые современные мастера, дизайнеры, которые стараются сохранить древнее искусство. 

 

Босния и Герцеговина имеет отличную международную репутацию в текстильной, швейной и обувной промышленности. К сегодняшнему времени страна добилась прогресса в модернизации производства, внедрении новых технологий, направленных на то, чтобы стать частью глобального рынка.  История промышленного сектора  начинается с 1929 года, когда в Високо была основана первая профессиональная школа обработки кожи и изготовления обуви, на Балканах. С того времени Босния и Герцеговина превратилась в ведущее государство в Европе в производстве одежды и обуви. Сегодня этот сектор очень разнообразный, помимо крупных предприятий почти в каждом муниципалитете работает огромное количество мелких производителей.

 

 

 

Вышивка змиянье

Вышивка в технике змиянье – особая техника, практикуемая женщинами в деревнях области  Змиянье. Её используют для украшения одежды, постельного белья, предметов домашнего обихода.  Особенностью является использование нити темно-синего цвета (самодельные красители) для создания геометрических узоров. 

История  Боснии и Герцеговины представляет собой сложную мозаику культур и религий, а декоративные ремесла,  в особенности текстиль, отражают эти разнообразия. Вышивка всегда являлась важным компонентом культурной самобытности на Балканах, где   меняющиеся политические границы на протяжении веков в значительной степени не соответствовали культурному разнообразию региона. Босния всегда находилась в сфере империй и доминирующих культурных регионов, и вместе с тем ей удалось  утвердиться самобытны, создать оригинальные произведения, хотя и не без влияния других культур (в пределах своих границ).

 

 

 

 Если говорить о вышивке, то грубо её можно разделить на три отличительных стиля: исламский, сформировавшийся в городах, которые  являлись турецкими административными пунктами в Османской империи: к югу и к западу искусство вышивки имело сильное средиземноморское влияние, особенно итальянское; на севере регион граничил с австро-венгерской империей,  поэтому заметно влияние стилей Центральной Европы. Вместе с тем, проводить различия между основными декоративными стилями сложно, это может ввести в некоторые заблуждения, поскольку в Боснии, как в исламских,  так и в христианских группах широко используют цветочные мотивы. Вообще в Боснии так много культурных слоев, народов, религий, оставивших свои декоративные эффекты, что большая часть вышивок не может быть идентифицирована конкретной религией или этническим происхождением.

 

После распада Югославии Босния и Герцеговина перестраивалась по религиозному признаку, а не по национальному. Католические боснийцы стали ассоциироваться с хорватами на западе, православные – с сербами на востоке, в то время как мусульмане занимает центр страны. Из-за такого во многом искусственного разделения, которого не существовало в Югославии, боснийцы вынуждены "перераспределять" себя, часто фактически насильственно переселяться в те регионы, которые соответствуют их религиозным предпочтениям. По этой причине в значительной степени было нарушено традиционное «лоскутное одеяло», сложившееся в течение многих времен из разнообразных культурных и ремесленных традиций региона. И эти традиции сейчас «расселяются» по всей стране и за её пределы. Но все равно им удалось выжить, они возрождаются сегодня и очень хочется надеяться, что они смогут расцвести, как и прежде. Например, инкрустация на дереве серебряной проволокой, в настоящее время практически забытое искусство. Такими инкрустациями в прошлом украшали деревянные детали оружия.