Что привезти из Туниса: подарки и сувениры

 

Невозможно вернуться из путешествия в Тунисе без оригинальных сувениров и подарков. Между посещением исторических достопримечательностей и принятием солнечно-морских ванн на чудесных пляжах каждый непременно постарается сходить на традиционный рынок, чтобы испытать уникальный опыт шоппинга.  

Июнь 17, 2014
Что привезти из Туниса: подарки и сувениры

 

Что привезти из Туниса? Ковры, керамические изделия, экзотические кальяны, декоративные птичьи клетки из Сиди-Бу-Саид, бабуши, джеллабы, изделия из кожи (ремни, сумки, бумажники), кожаные пуфы, статуэтки верблюдов, лошадей, слонов, бонги, чайные сервизы, тамбурины, таджины (тажины), декоративные светильники… как дань арабской весне в Тунисе – бронзовые блюда с символами государства.

В Хаммамете, Набуле хорошо будет посетить гончарные мастерские – прекрасные изделия  на производстве стоят дешевле, чем на рынке.

Тунис славится кустарными промыслами, во многих регионах страны развиты свои ремесленные традиции. Главные центры гончарного и керамического производства   – Гуэллала на острове Джерба, Тунис, Набель, Мокнин. Гончары Джерба в историческом контексте, бережно сохраняющие своё искусство, воплощающее в себе древнегреческие,  древнеегипетские, древнеримские, финикийские тенденции, являются основоположниками гончарной традиции Туниса. Она способствовала   образованию других центров на тунисском побережье. Но в любом случае при формовании, обжиге, украшении гончарных изделий применяются старинные технологии.

Пористая керамика «chaouat» идентифицируется с  Гуэллала,  эмалированная желтого, зеленого, коричневого цвета – «торговая марка» керамики Набеля.  Использование глазурей и оксидов заимствовано из Багдада периода  Аглабидов (арабской династии, правившей Ифрикией в девятом веке).

 

 

 С 17 века тунисская керамика испытала сильное турецкое влияние, и сегодня ремесленники производят полихромную керамику, сильно отмеченную оттоманской традицией. Тунисская керамика продолжает испытывать истинное возрождение. Развитие сектора позволило появиться большему количеству кустарных производств, и не только, керамика производится и на промышленном уровне.   

 

Исключительные подарки – знаменитые тунисские ковры.  

Находясь на перекрестке разных цивилизаций Тунис, всегда был хорошо известен ткацкими традициями. Знамениты были древнегреческие ковры и гобелены Карфагена. В период правления Ифрикией арабской династией Аглабиды  эмират  Аглабидов со столицей в Кайруане выплачивал налоги калифу Багдада частично коврами и гобеленами. Позднее путешественники в своих отчетах сообщали о многообразных ткацких формах и функциях ковров, как например ковры для пола или коврики для сидения, во дворцах и обычных домах, среди племенных народов.   Закрепленные в традициях, но вместе с тем открытые и для внешних связей, секреты  производства стали основой для знаменитых ныне во всем мире тунисских ковров. В большой степени они вдохновлены восточными коврами, но одновременно отчетливо придерживают региональные и этнические традиции.

 

Mergoum

Замечательным примером тунисского ковра может служить ковер Кайруан,  названый  в честь города, в котором он был впервые соткан.  Из натуральной (или окрашенной) длинной шерсти он является своего рода «отцом» - основателем всех разнообразных тунисских ковров, известных сегодня. Изображения: большое  центральное гексагональное пространство, в углах стилизованные узоры, крупные приграничные полосы с геометрическими или цветочными мотивами. Согласно легенде дочь турецкого губернатора Кайруана Камла ввела в ковроткачество в 1830 году  анатолийский (турецкий) узел «ghorza». В разных тунисских областях ковер «Кайруан» модифицировался в зависимости от художественных региональных влияний, религиозных убеждений, символов и мотивов, заимствованных из керамики и вышивки, благодаря фантазии ремесленников. В начале 20 века, когда появились промышленные красители качество тунисского ковра изменилось, что привело к созданию нового типа – Allouche - из овечьей шерсти, в цветовой гамме – от черного до белого, с различными оттенками серого, бежевого и коричневого.

 

Klim

В Кайруане женщины ткут ковры двух типов - с длинным ворсом и коротким ворсом. Коротковорсные ковры, в стиле«Mergoum» (ромбовидный орнамент на нейтральном фоне) и  Klim (не килим) с альтернативными полосами натурального цвета. Оба типа принадлежат тысячелетней традиции искусства первых жителей Северной Африки, напоминая драгоценности, керамику и даже татуировки берберов. "Mergoum" – специфичен для всей  площади Восточной Сахары, простирающейся от Южного Туниса до севера Чада. В Тунисе ковры этого типа имеют товарный знак качества ONAT  (Office National de l'Artisanat Tunisien).  Ворсовые ковры – Zerhivas – имеют узор в центре и границы с  узором арабесков. Большинство  ковров украшено традиционными мотивами. Они стоят дороже, чем коротковорсовые ковры, это и понятно, ведь на их производство уходит больше времени. Очень красивые (и очень дорогие) – шелковые ковры!

Линии, точки, реснитчатые особенности, зубья пилы, кресты, ромбы-   мотивы шерстяных тканей из сельских местностей.

Кожаное производство включает искусство изготовления седел, вышивку на коже,  изготовление традиционной обуви (balgha) и некоторые другие особенности, касающиеся обработки кожи.

Традиция металлоизделий восходит к андалузской эпохе в истории Туниса, когда декоративно обитые кованые двери являлись характерной особенностью в архитектурном дизайне.