Что привезти из Бенина: сувениры, подарки и Куклы Вуду

 

Лучшие сувениры и подарки из Бенина – это ремесленные изделия. По всей стране есть небольшие магазины, в которых продаётся много интересного и хорошего качества. Широкий выбор резных деревянных изделий, кожгалантерейных аксессуаров, батика, предметов одежды.

Май 09, 2014
группа Вуду; автор:  Сиприен Токудагба
группа Вуду; автор: Сиприен Токудагба

То в какую одежду одет человек, во время путешествия по Бенину, имеет значение.  Женщинам в идеале лучше носить  юбки ниже колена и скромные рубашки с короткими рукавами. Категорично неприемлемо оголять верхнюю часть ноги (сексуальная часть тела). А вообще лучше всего будет приобрести красочные бенинские ткани, и любой портной создаст за несколько минут традиционный наряд. Это красиво, удобно и дешево! Готовую одежду можно купить на любом рынке совсем недорого. Хорошие ткани можно найти везде в Бенине, но тканые изделия  на севере  имеют более высокое качество и связано это с тем, что ткачи используют  нити из Буркина-Фасо (граничит с Бенином на севере).

В Бенине, как и во многих других африканских странах, нет принципиальной разницы между художником и ремесленником. Несмотря на  давление прогресса в технологиях и модернизации многих традиционных способов и форм культурного самовыражения во многих местах Африки, в Бенине  декоративное искусство процветает. Исторически искусство в Бенине (Дагомея; переименована в Бенин в 1975 году) уникально и отличается в определенной степени от художественных традиций в других африканских странах. Находясь под покровительством королевской семьи, оно не было связано с какой-то определенной религией, а объединяло традиции народов, проживавших на территории государства.  Общие формы декоративного искусства в Бенине: резьба по дереву, слоновой кости, изделия из металла (серебро, железо, медь), аппликации, глиняные барельефы. 

У фон (фонгбе), в колониальные времена их назвали дагомейцы, основного населения Бенина, существует специальная традиция текстильного искусства, которой более 300 лет. Хлопковые «стяги» с аппликациями, иллюстрирующие символы  королей Дагомеи и политической власти. Искусство контролировалось королями. Создавались семейные гильдии, которые специализировались исключительно на этом виде искусстве, имея в коллекции огромное количество визуальных образов. Чаще всего темами для стягов были конкретные символы для каждого из двенадцати королей Дагомеи, иллюстрирующие определенные события в период их царствования, магические истории. Мотивы – птицы, животные, люди, оружие, растения (деревья, виноградники, фрукты). Или, например голова побежденного врага в горшке. Символ для короля Агаджа  - самый особенный -  парусник. Он правил в эпоху работорговли и был увезен в   Луизиану  между 1719 и 1732 годами.  Знамя читали слева направо и сверху вниз. Современные аппликации в большинстве своем повторяют старые символические образы.   

Отличительная бенинская традиция – маленькие медные статуэтки животных и людей, зооморфные образы, которые носили  в качестве украшения люди состоятельные. Эти фигурки,  которые сегодня делают с ориентацией на туристический рынок, необычны для традиционного африканского искусства, не характеризуются религиозным аспектом, будучи чисто декоративными объектами, свидетельствующие о некотором богатстве хозяина.   

Что привезти из Бенина ещё? Плетеные корзины, гончарные изделия,  которые также можно купить на рынках, вдоль обочин дорог в некоторых городах, в музейных магазинах. И, конечно, в качестве традиционных сувениров из Бенина не стоит забывать о куклах Вуду, которые продают на   фетиш-рынках (или рынках Вуду). В таких местах торгуют ингредиентами, из которых, как считают народные целители, можно создавать чудодейственные снадобья, способные излечить самые серьезные болезни, в лечение которых не могут помочь врачи.

Бенин, на территории которого находилось сильное королевство Дагомея, основанное в 17 веке и просуществовавшее до 1894 года, расположено в Гвинейском заливе, ограничено могущественной Нигерией с востока, Того с запада, и омываемо  теплыми водами Атлантического океана, вдоль пляжей, окаймленными пальмами. С 1894 по 1960 годы  - французская колония. Страна, богатая фактами колониальной истории, родина «Невольничьего берега» - также  колыбель религиозной культуры Вуду, которая для большинства людей, возможно, ассоциируется с куклами Вуду, зомби, формой черной магии.

На самом деле старейшая религия в мире имеет мало общего с подобными представлениями. Сегодня сложно разобраться, где религия, а где миф, если не попытаться проникнуться и понять, что же на самом деле такое Вуду. Корни культа были заложены в Бенине, маленькой стране в Западной Африке, откуда распространились по всему миру, особенно в Северной и Южной Америке, на Карибах, чему способствовала работорговля. В каждом новом месте религия обрела собственные интерпретации.  Разнообразные и многочисленные ритуальные акты по-прежнему остаются неотъемлемой частью повседневной жизни в Бенине, они поддерживают баланс в обществе, обещают исцеление. Вуду в Бенине - это мистический мир священников и целителей,   способных объяснить древний культ, переданный предками современному поколению, и жертвенных ритуалов. Несмотря на то, что с модернизацией происходят некоторые метаморфозы в жизни народа в целом, возникают новые потребности и соответственно формируются новые представления, Вуду с его ритуалами и церемониями остаётся якорем надежды для большинства населения, придает смысл и порядок в их жизнях. Адептами её являются около 60 процентов от всего населения. В любом случае для человека западного мировоззрения сложно или лучше сказать невозможно, раскрыть секрет Вуду, религиозной культуры,  которая чаще всего и описывается как «то, что мы никогда не поймём». 

В 1996 году  правительство официально установило Вуду как государственную религию. Ежегодного тысячи верующих   устремляются в город Уида  - исторический центр поклонения Вуду, чтобы получить благословение от верховного жреца Вуду. 10 января на побережье Уиды,   проводится грандиозный фестиваль Вуду.  Празднование начинается после того, как верховный жрец приносит в жертву козу в честь духов и отмечается пением, танцами, неистовым барабанным боем, распитием джина, которые помогают вызвать дух, овладевающий некоторыми танцорами, которые впадают в состояние глубокого транса.

По традиции Вуду существует один верховный Бог, известный в разных частях мира под разными именами. Например, на Гаити он зовется Бонди, от французского Бондьё («добрый бог»). Независимо от того как он зовется, первичный бог чрезвычайно могущественная сущность, вне досягаемости обычных последователей. Поэтому, практикующие Вуду вынуждены полагаться на содействие тысячи духов («Лоа»), чтобы иметь возможность общения с Богом. У Лоа существует иерархия. Есть более мощные, «высокопоставленные», многие из них имеет собственные праздники, торжества и обряды. Есть незначительные духи, которые в той или иной степени важны в различных регионах. Сообщества, влиятельные семьи  имеют «собственных» почитаемых Лоа.  

Во время церемоний и торжественных мероприятий последователи Вуду просят у духов советов, защиты, помощи. Процесс должен быть взаимным: практикующие Вуду должны заботиться о Лоа, соблюдать ритуалы (иногда совершать жертвоприношения животных), благодарить духов за защиту, благословение или удачу. Для поддержания хороших отношений с Лоа, последователи должны вести себя в соответствие с правилами и обычаями, установленными общиной и свойственными религии. Таким образом, практика Вуду каждый день влияет на решения, принимаемые человеком, и его деятельность в целом.   

Часть убеждений заключается в том, что Лоа общаются с приверженцами Вуду через  одержимость. Лоа на время вытесняют душу медиума и берут на себя управление его телом. В это время согласно общепринятому (для Вуду) мнению, он не может чувствовать физическую  боль. Лоа говорит (через медиума), часто дает указания, упрекает приверженцев, если они не надлежащим образом выполняли свои обязанности (для Лоа). Всегда есть несколько человек, которые наделены привилегией стать одержимыми. Но в некоторых традициях Вуду Лоа может выбрать любого человека в любое время произвольно.  Идея, что влиятельные духи могут обладать людьми, объединяет две разные формы Вуду. Одна существует в северных и центральных частях западноафриканского побережья. Другая - практикуется главным образом в Гаити, некоторых местах Северной и Южной Америки. Большинство исследований, пытающихся анализировать эти формы, объясняют Вуду через истории или даже анекдоты. Возможно, причина в том, что в Вуду нет священного письменного текста (молитвенника или набора обрядов и верований), всё определяется устной традицией. Потом, как было сказано выше, в разных местах имена богов и характеристики их образов могут значительно изменяться. Вуду использует множество колоритных ритуалов, наблюдений, которые влияют на жизнь последователей, что делает  список обрядов делом непрактичным. Во многих отношениях, Вуду – очень личностная религия. Адепты имеют очень прямые контакты/опыты с духами, их переживания, безусловно, отличаются от места к месту, от человека к человеку.